simonat

Жизнь, как увлекательный роман - 2

Кача. Этого слова достаточно, чтобы любой лётчик понял, о чём идёт речь. Маленький посёлок под Севастополем, с которым связано рождение российской авиации. В 1910 году здесь была создана Севастопольская офицерская авиашкола, перебазированная в 1912 году в собственный авиагородок на реке Кача, от которой после и получила название Качинской.
Здесь, 24 сентября 1916 года, впервые в мире внук знаменитого художника-мариниста И.К.Айвазовского К. К. Арцеулов ввёл свой самолет в «штопор», считавшийся одной из самых серьезных опасностей для авиаторов, и благополучно вышел из него в горизонтальный полет, превратив губительную ситуацию в один из приемов воздушного боя.
За долгие годы своей деятельности Качинская авиашкола сформировала основной лётный состав ВВС СССР и России. Достаточно сказать, что среди её выпускников 342 Героя Советского Союза, 12 маршалов авиации (а это половина из тех, кому было присвоено такое звание за весь XX-й век), шесть космонавтов.
Волей судьбы территориально она переместилась далеко от Крыма. После эвакуации в Красный Кут в 1941 году и благодаря этому, там впоследствии на основе оставленного оборудования, самолётов, техников и пилотов было организовано Краснокутское лётное училище гражданской авиации. А начиная с 1954 года, Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков базировалось в Волгограде вплоть до прекращения его финансирования и расформирования 1 ноября 1998 года.

В истории не редки парадоксы, особенно в нашей. Случай с Качинским училищем - один из них, когда логика бессильна объяснить причины, по которым был издан приказ Министра обороны Российской Федерации о слиянии Качинского и Армавирского высших военных авиационных училищ лётчиков с дислоцированием центральной базы объединенного училища в Армавире. По мнению личного состава Качинского училища, поддержанному обращением Государственной Думы Федерального Собрания РФ Президенту РФ, его перевод из Волгограда приведёт к фактической ликвидации одного из старейших в России авиационных училищ, славящегося многолетними традициями подготовки лучших лётных кадров страны.
Как можно заметить по дате, Президент России с тех пор сменился, и не раз. А решение осталось.

Ну и что, зато прозрачней свет зато в рамках подготовки к 65-летию Великой Победы проходит подготовка к 100-летию Качинского училища, и в честь этого события в Волгограде предлагают объявить 2010-й год Годом авиации. А Качинское училище существует как Виртуальная Кача.



А вот и сама речка, так неожиданно вошедшая в историю. Воды в ней - два ведра в дождливое лето, и, конечно, не ей обязан выбором места старейший центр развития авиации, а высокому берегу и морю у его подножия.
На высоком берегу располагался аэродром, а море служило испытательным полигоном, потому что именно здесь зарождалась и развивалась советская гидроавиация. Её самолётный парк на Чёрном море уже в 1918 году превышал такой же на Балтике и составлял 112 летательных аппаратов, здесь были испытаны первые отечественные гидросамолёты ведущих конструкторов Г. Бериева, И. Четверикова, Д. Григоровича и А. Туполева.

Так выглядел аэродром Качинской авиашколы, где в 1924 – 1925 гг. Б. Л. Бухольц служил военным лётчиком-инструктором.
Многие лётчики жили здесь вместе с семьями. На групповой фотографии первый справа - Бенедикт Бухольц.

А первые гидросамолёты выглядели вот так:
Они занимали особое место в лётной биографии моего деда, и об этом будет моя следующая история.
Ох, нет у нас традиции - сохранять традиции!
Это я про закрытие Качинского училища.
Зато есть традиция - разрушать своими руками своё же достояние. Есть такая русская пословица: "ломать - не строить, душа не болит". Только потом, когда происходят трагедии, появляются вопросы - а кто управлял самолётом? И ответы: а тот, кто сдавал экзамены только на тренажёре! Потому что одни центры подготовки лётчиков просто ликвидируют, другим сокращают финансирование, и нету керосину, чтобы "налетать" необходимый учебный опыт.
С 1998 года качинцы создали Союз и бьются с официальными инстанциями за возвращение к жизни этого старейшего училища. Но... России проще устроить праздник. Как в том анекдоте, "вот на это у них деньги есть!"
Да, и непонятно, когда же это изменится. Сегодня вечером по НТВ показывали, как падал самолет в Перми. Просто абсурд, чисто "человеческий фактор". Как сказал эксперт - если бы они включил автопилот - он сам бы всё за них сделал - вывел бы на посадку, а так - угробили несколько сот человек.
Я на этот вопрос смотрю весьма пессимистически, поэтому думаю, что измениться всё может только в худшую сторону. Сейчас наступила и активно развивается эпоха непрофессионализма, и она поддерживается на гос. уровне системой бюджетного обучения. Ну, и ещё многими факторами, с детства воспитывающими полное непонимание ответственности каждого человека за любое своё действие. Ну, не завинтил ребёнок гайку, ну и что теперь? Подумаешь! Ну, милая девочка не ту кнопочку нажала - что, её убить теперь? Нет, конечно, пусть лучше Саяно-Шушенская ГЭС развалится...
Наша жизнь, государственная система учат человека выкручиваться, обманывать, выискивать лазейки и "нетрадиционные" пути решения вопроса. Человек, умеющий хитрить, всегда у нас обойдет профессионала, поэтому их становится всё меньше, как мне кажется.
Дело не в том, каким образом человек, умеющий хитрить, будет выкручиваться. К тому же, профессионала он "обойдёт", только сидя где-нибудь в кабинете и пока вопрос не коснётся практических действий. А в практической жизни любой человек сразу отличит профи от не пойми чего, и пойдёт лечиться, стричься, ремонтировать машину именно к профи.
Дело в том, что исчезло понятие профессиональной чести, стремление делать или знать что-то в своей области лучше всех. И вот это самое плохое и самое трудноподдающееся восстановлению, потому что для этого потребуется изменение мировоззрения нескольких поколений.
Симона, я пытался объяснить (самому себе), почему это понятие профессиональной чести исчезло. Наше государство устроено так, что профессионилизм не восстребован, не поощряем, а часто даже истребляем.
Наше государство не САМО так устроено, его устроили люди, пришедшие на смену тем, кто понятие о чести вообще и профессиональной - в том числе, имели. Но были искоренены не имеющими. Но государство - это только одна, и не самая важная сторона вопроса. Все мы живём своей частной жизнью, любим, воспитываем детей и не оглядываемся при этом на государство. Так вот, все человеческие вечные основы закладываются именно в маленькой частной жизни, а государство уже складывается из этих маленьких людей. Поэтому все эти отмазки на какую-то абстрактную "нашу жизнь", на могучее и страшное государство - это всё из области самоуспокоения и поиск виноватых.
У меня довольно резкие позиции в этих вопросах, Вы уж извините.)
Человек так устроен, что если нет стимулов становиться лучше, он не будет становиться. Так мне кажется. Стимулы - это не то, что захотел и стал лучше. Поэтому, когда я говорю про нашу жизнь и про государство - это не отмазки. Если ты знаешь, что твоего сына убьют в армии, ты в лепешку расшибешься, чтобы от армии его уберечь - любую взятку дашь. А сын это видит и смекает, как нужно жить, чтобы не пропасть.
Мне кажется, ваш пример не совсем в тему... Возможно, когда речь идёт о спасении жизни, человек и пойдёт на крайнюю меру, даст любую взятку и отведёт сына от армии. И, кстати, не факт, что сын эту вынужденную родительскую акцию примет за руководство к дальнейшей жизни, если... Если сами родители не будут во всех случаях жизни, далеко не экстремальных, действовать так же. А именно: не просто платить за обучение, а оплачивать выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ, платить за практику, чтобы дитя туда не ходило, а проспало и прогуляло месяц в безделии, а потом совать взятки дальше, чтобы его взяли на хорошее место работать.
Результат, к сожалению, получается для всех очень плохой. Такие дети вырастают несчастными, потому что им не знакомо чувство удовлетворённости от чего-то самостоятельно сделанного, достигнутого. И они маются и ищут способа реализовать свою энергию, но не научены. Свои 8 часов на непыльной работе, куда их устроили готовые на всё родители, они проводят в раздражении и ненависти к этой работе, а между тем так проходит треть жизни. Второй отрицательный результат ждёт самих родителей, которых ждёт печальная участь доживать свои дни среди выращенных своими руками "специалистов". Не говоря уже о таких примерах, как привели вы: купил билет на самолёт - и даже не предполагаешь, что лётчик не знает, когда автопилот нужно включать.
А по поводу стимулов, чтобы становиться лучше, я думаю, что они, несомненно, нужны, но несколько иного рода, чем по системе Дурова: прыгни выше - получишь кусочек сахара. Человек всё-таки "мыслящий тростник", и устроен он как раз так, что постоянно стремится к самореализации.
Трудно противостоять негативным тенденциям, преобладающим в обществе? Да, трудно. А кто сказал, что в жизни всё должно быть легко? Как известно, к достижениям "узка дорога и тесны врата". Чтобы на эту дорогу ступить, для начала надо не зарывать свой талант в землю. Но вместо этого, к сожалению, более распространена другая установка: "да кому оно нужно?", - сразу обобщённо перечёркивающая все высокие стремления.
Я с вами совершенно согласен, Симона. (Какая жалость - спора не получилось!)

Единственное - когда человек понимает, что быть мастером в своем деле - хорошо, его и уговаривать не нужно, он и так старается, а если не понимает, то его уговорами не проймешь. Вот тут и вступает в силу система, которая заставляет или поощряет.

Когда вы говорите, что ответственность всегда лежит на самом, конкретном человеке, вы правы, но это лишь констатация, из этой констатации пирога не испечешь. Испечь может лишь система, общественные отношения, условия, созданные в обществе, государственная политика, атмосфера, в которой неумехам жить было бы несладко.

Почему-то вспомнился Стейнбек, Зима тревоги нашей.
Любите поспорить? ;) Впрочем, у нас с вами есть практически беспредельные возможности для этого, потому что мы имеем принципиально разные позиции в главном: я во главу угла ставлю индивидуальность, а вы - социум.))

А со Стейнбеком у меня сложные отношения... После "Гроздьев гнева" я решила больше их не поддерживать, но потом, на счастье, прочитала "На восток от Эдема", и впечатление не исчезает до сих пор. "Зима тревоги нашей" не читала...
А я не знаю, что я ставлю в первую голову! Мне кажется, человек должен думать о других, когда совершает какие-то поступки. И не считать, что существует только его нация, его конфессия или раса, исходить из понимания, что он - часть человечества, то есть иметь это в голове. Но как можно жить, не заботясь о себе любимом? Я так не умею=)))

У Стейнбека очень нравится Квартал Тортилья-Флэт. Консервный ряд чуть меньше. На восток... пока не читал, но, думаю, дойду. А Гроздья - точно не буду!
А ведь им... Ща посчитаю, сколько... 81 год!!! Это ведь Кача 1928 года, с ума сойти! (Кроме цветных, конечно).
Столько не живут...